Интерьеры царских дворцов


Интерьеры Большого дворца

Ещё в конце 1718 года резчики Фоле, Руст, Фордр и Таконе начали отделывав резными дубовыми панно по эскизам Пино кабинет Петра I, запроектированный Ж.-Б. Леблоном. Работа была закончена через два года. Эти панно, исполненные в стиле рококо и обрамленные профилированными филенками, составили убранство самого старого дворцового интерьера.

Перестройка Большого дворца Петергофа Н. Микетти

В январе 1721 года в Верхних палатах произошел пожар. Восстановление отделки в пострадавших от огня помещениях совпало с началом перестройки палат по проекту архитектора Н. Микетти. Использовав как основу композиционное решение Монплезира, архитектор решил пристроить к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами. На одном из чертежей фасада, плана и разреза Верхних палат сохранились пометки Петра I, сделанные им при рассмотрении проекта, в который он неоднократно вносил коррективы. Начавшееся летом 1722 года возведение флигелей и галерей по сторонам Больших палат к осени в основном было осуществлено. В 1723–1724 годах в галереях и флигелях велись отделочные работы и над всем дворцом устроена железная кровля.

В 1724 году центральный зал палат (Итальянский салон) был декорирован четырьмя французскими шпалерами и картинами. В том же году живописец Бартоломео Тарсиа представил Петру I эскиз плафона для этого зала дворца, но написал его лишь к весне 1726 года с помощью С. Бушуева и М. Негрубова. В августе 1726 года плафон был поставлен на место.
К 40-м годам XVIII столетия назрела необходимость расширения Верхних палат.

Реконструкция Большого дворца Б. Растрелли

В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала „по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями“. Разработанный Растрелли проект надстройки галерей не получил осуществления, но летом 1746 года велась заготовка строительных материалов для перестройки дворца по новому проекту Б. Ф. Растрелли. Она началась со сломки каменных флигелей и галерей, возведенных Н. Микетти. Старые петровские палаты были включены в объем центрального корпуса вновь сооруженного Большого дворца.

В начале 1751 года Б. Ф. Растрелли исполнил проект убранства дворцовой церкви, а в январе следующего года — проект «наилучшего украшения столярною и золотарною работою аванзала» (позднее Чесменского). В 1753 году он представил эскизы отделки орнаментальной резьбой и скульптурой второго аванзала (в дальнейшем Аудиенц-зал), а в 1755 выполнил проект устройства в Большом дворце Эрмитажа с подъемным столом и стулом. Под руководством Растрелли трудились архитекторы Н. Жирар, Я. Дмитриев, И. Казаков и многочисленные мастера-строители.

Продолжение работ по отделке Большого дворца

Резные украшения пяти глав церкви выполнялись в 1749 году под наблюдением мастера К. С. Жирардона, а резьба для купола флигеля «Под гербом» — И. Шталмейера в 1751 году. Вместе с этими мастерами сложные украшения стен и обрамления дверей (картуши, фигуры трубящих «Слав», изображения орлов, десюдепорты) исполняли скульпторы и резных дел мастера Л. Роллан и В. Петров со своими помощниками-резчиками. В документах об отделке Аудиенц-зала названы исполнители живописных орнаментов: И. Михайлов, И. Николаев, И. Гурьянов.

Столярные работы выполняли мастера Б. Гете, П. Нильсен совместно с охтинскими столярами. Мастера-паркетчики «вольного столяра» Я. Гиршфельда изготовили в 1751–1752 годах «штучный пол» для Большого зала.

Плафоны дворцовых залов Большого дворца

Создание плафонов для дворцовых залов связано с именами нескольких художников, чьи работы принадлежат к числу лучших достижений русской декоративной живописи XVIII века. В начале 1750 года живописец Л. Вернер написал для первого Аванзала плафон «Деметра вручает колосья Триптолему». Одновременно с Вернером над плафонами для петергофского дворца работал и Б. Тарсиа. В августе 1750 года он обязался написать два плафона (для Танцевального зала и Парадной лестницы). На плафоне Танцевального зала, получившего впоследствии название «Купеческий», был изображен «Аполлон на Парнасе». Стены этого зала украшали живописные медальоны на мифологические сюжеты, принадлежавшие кисти Дж. Валериани. Плафон в помещении Парадной лестницы был посвящен аллегорическому возвеличению Елизаветы Петровны. Живописец П. Балларини с помощью живописцев Канцелярии от строений Я. Лигоцкого, Ф. Нестерова написал плафон для Аудиенц-зала. Сюжет плафона «Встреча Армиды и рыцаря Ринальдо» Балларини заимствовал из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Созданием плафонов, установкой и золочением в 1755 году деревянной резьбы в Аудиенц-зале работы по перестройке и расширению Большого дворца были завершены.

Целый ряд интерьеров сохранял до 1941 года пышную барочную отделку середины XVIII века, выполненную по проектам Б. Ф. Растрелли. Парадную (Купеческую) лестницу украшали живописный плафон и орнаментальная роспись стен, Деревянные золоченые вазы и четыре резные статуи — аллегории времен года. В том же характере было выполнено убранство Танцевального (Купеческого) зала, Аудиенц-зала и церкви, отмеченное синтезом живописи и декоративной резьбы. Плоскость стен была покрыта деревянной золоченой резьбой, оплетавшей зеркала, двери и оконные проемы. Живописные плафоны и росписи, убранство стен и потолков гармонировали с цветными узорами наборных паркетов.

Работы Валлен-Деламота по отделке Большого двора

Спустя восемь лет после окончания перестройки дворца, в 1763 году, два «покоя», расположенные по сторонам центрального зала и обращенные в сторону моря, было решено «убрать лакового работою» — лаковыми створками деревянных китайских ширм начала XVIII века. Проект отделки исполнил архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Первый покой — будуар закончили отделкой в 1766 году. Компоновку лаковых панно и выполнение орнаментальных живописных дополнений поручили художнику-декоратору А. Перизинотти и его помощникам — живописцам А. Вельскому, Е. Поспелову, Г. Молчанову, Е. Вельскому, И. Павлову, А. Трифонову, И. Скородумову. В 1767 году закончили убранство второго покоя. Небольшие панно для обоих интерьеров, вкомпонованные в дверные створки, панели и оконные откосы, создал лакового дела мастер Ф. Власов, работавший со своими учениками и «мастером разных художеств» Н. Мюриэлем. Живописное убранство стен Китайских интерьеры царских дворцов кабинетов сочеталось с резным скульптурно-орнаментальным, полихромной росписью перекрытий и наборными паркетами.

Одновременно с устройством Китайских кабинетов Деламот переделал Итальянский салон. Сохранив плафон Б. Тарсиа и резной золоченый декор дверей и зеркал, он заменил прежнюю отделку шпалерной развеской картин, сплошь закрывших стены зала. Для этого была использована коллекция произведений П. Ротари, состоящая из трехсот шестидесяти восьми портретов, в большинстве изображающих молодых кокетливых женщин, нарядно одетых в польские, венгерские и восточные костюмы. С этого времени зал получил название галереи Ротари, Картинного зала, или «Кабинета мод и граций».

Чесменский, Тронный и Столовый залы Большого дворца

В 1770-х годах часть растреллиевских интерьеров переделали, при этом в старых объемах были заново отделаны два зала — Чесменский и Тронный. Проекты декоративной отделки залов принадлежали архитектору Ю. М. Фельтену. Создавая столовый зал, Фельтен поместил на стенах скульптурные лепные панно с гирляндами и амурами, охотничьими трофеями и музыкальными инструментами и поставил две изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. При переделке первого Аванзала от которого остался нетронутым лишь плафон, Фельтен использовал двенадцать картин художника Я. Ф. Гаккерта, посвященные победам русского флота при Чесме. Картины, закрывавшие стены, обрамлены рельефными тягами, перевитыми орденскими лентами, простенки между окнами украшены медальонами, а десюдепорты — барельефными композициями на тему воинских трофеев (чалм, бунчуков, турецкого оружия) и дельфинами. После переделки зал получил название Чесменского.

В Тронном зале прежняя живописная отделка, имитировавшая золоченую резьбу, была заменена по проекту Фельтена портретами, картинами, лепными изображениями военных доспехов, гирлянд, пальмовых листьев, акантов и разнообразной классической орнаментикой. От растреллиевского оформления зала сохранился только наборный паркет в виде гигантских спиралей, розеток и лучей.

Оформление Чесменского, Тронного и Столового залов относится к периоду становления русского классицизма. Их стены со строгой однотонной окраской оживлены декоративной скульптурой: рельефными венками, гирляндами цветов и фруктов, лепными изображениями амуров; картины и плафоны заключены в лепные обрамления. По проектам Фельтена было также изменено убранство ряда парадных гостиных: Диванной, Куропаточной, Туалетной, Спальни (Коронной), стены которых затянуты китайским расписным шелком начала XVIII века и французскими декоративными тканями середины XVIII века, выполненными по эскизам Филиппа де Лассаля. Характерным элементом фельтеновских интерьеров явилось устройство фигурных перегородок с затейливым резным скульптурно-орнаментальным декором.

Завешение отделки Большого дворца. А. Штакеншнейдер

В дальнейшем (в конце XVIII и начале XIX века) во дворце не велось крупных работ. В 1845–1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер частично переделал парадные помещения как в восточной части дворца, так и в восточном корпуса получившем после переделки название «половина великой княгини Ольги Николаевны», которой они предназначались. Одновременно Штакеншнейдер надстроил восточный корпус дворца со стороны Верхнего сада третьим каменным этажом, уравновесив его по высоте с западным. Сохранению декоративного облика Большого дворца способствовала замена в 1883–1885 годах деревянных резных деталей на его фасадах и куполах выбивными из меди.

Служебные корпуса Большого дворца

К Большому дворцу с западной стороны примыкает длинное каменное двухэтажное здание, композиционно и конструктивно соединенное с флигелем «Под гербом». Оно носит название корпуса «За гербом». Начало строительства этого подсобного жилого и служебного корпуса связано с именем Ю. М. Фельтена. По его проекту в 1779–1785 годах были построены пять одноэтажных каменных павильонов с деревянными мезонинами, предназначенных для детей Павла I. При павильонах имелся хозяйственный двор с каменными кухнями, построенными И. Е. Яковлевым. Все эти здания в 1838–1840 годах переделал И. И. Шарлемань, придав фасадам единообразие — декорировав их в стиле барокко. Взамен мезонинов он возвел каменный этаж, а на месте прежней кухни построил новое двухэтажное здание Больших кухонь. Этим завершилось формирование корпуса «За гербом».

Большой дворец в послевоенное время

В 1941–1944 годах дворец был варварски разрушен. От взрывов и пожара уцелели лишь стены и незначительные фрагменты отделки. В 1946–1947 годах в мастерской А. А. Оля начали подготовку проекта реставрации, выполнили обмер и макет дворца. Для изготовления макета использовали довоенную аэрофотосъемку замеры следов кровли на печных трубах. Сопоставление снимков макета и Дворца до его разрушения позволило с максимальной точностью воссоздать объемно-пространственную композицию. К 1958 году было завершено восстановление фасадов дворца, золоченых куполов, кованых решеток. Спустя пять лет экскурсанты уже осматривали воссозданный Портретный зал, где на прежних местах находились спасенные ротариевские портреты, а все остальные части декора — плафон, роспись падуг, резные скульптурно-орнаментальные и лепные детали — были выполнены заново художниками, скульпторами и мастерами-реставраторами. По тому же принципу — установки на прежние места спасенных живописных полотен, панно, рельефов, осветительной арматуры, воссоздания всех утраченных частей — восстанавливаются парадные интерьеры.

См. также другие материалы о Петергофе:

• Достопримечательности Петергофа: Большой Петергофский дворец

• Фонтаны Петергофа: Большой Каскад Петергофа

Самые известные фонтаны Петергофа:

• Фонтаны Петергофа: «Самсон, раздирающий пасть льва»

• Фонтаны Нижнего парка Петергофа: фонтаны «Адам» и «Ева»

Дворцы Петергофа:

• Дворцы Петергофа: дворец Марли

• Дворцы Петергофа: дворец Монплезир

• Дворцы Петергофа: павильон Эрмитаж

Как доехать в Петергоф:

• Как доехать в Петергоф, время работы фонтанов, парков и дворцов, стоимость билетов в музеи и дворцы


Источник: http://www.ilovepetersburg.ru/content/vnutrennee-ubranstvo-bolshogo-dvortsa-petergofa


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Интерьеры дворца - 2 этаж. Жилые комнаты Ливадийский Что одеть на вечеринку с подругами


Интерьеры царских дворцов Внутреннее убранство Большого дворца Петергофа
Интерьеры царских дворцов Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге (40 фото)
Интерьеры царских дворцов Екатерининский дворец. Интерьеры - Фотогалерея
Интерьеры царских дворцов Екатерининский дворец (47 фото) в царском селе
Интерьеры царских дворцов Екатерининский дворец. Интерьер.Фото
Интерьеры царских дворцов Александровский дворец Википедия
Интерьеры царских дворцов 50 Идей, с чем носить модные женские свитшоты 2017 (фото)
Интерьеры царских дворцов C чем носить джинсы - советы стилистов, фото модных джинсов
Tech specs Adobe Flash Player Десятка лучших модельеров мира - fe Дизайн ногтей на новый 2018 год (240 фото новинок) Здесь найдется все! Интерьер-Дизайн-проекты Какой должна быть душевая кабина для инвалидов Красота из ваты! Работы моих учеников. Страна Мастеров


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ